22 октября 2025 г.

Коротко о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Фото: театр Красный факел

С 2024 года на малой сцене театра Красный факел проходят показы постановки по пьесе Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина». В прочтении режиссёра Полины Гнездиловой действо предстаёт моноспектаклем с Андреем Яковлевым в главной роли.

Главный герой Михаил Питунин с самого детства не может свыкнуться с тем, что Пушкин – «наше всё». Сложно уместить собственную индивидуальность в рамки коллективного мировоззрения, где существуют незыблемые идолы, воплощением которых становится Александр Сергеевич…

Рассказ ведётся от первого лица, иногда смещая акценты на персонажей, с которыми ведётся взаимодействие. Время от времени рассказчик как бы сливается с образом поэта, в плаще, шляпе и с дуэльным пистолетом в руке. С возрастом, в контексте обстоятельств, главный герой меняет отношение к «Солнцу русской поэзии» и приучается пользоваться общепринятым постулатом. И даже начинает изучать возможные пути, которыми могла пойти история, чтобы злосчастная дуэль не состоялась.

Тем временем, мир, в котором живёт главный герой – трансформируется. Детский сад сменяется школой, школа техникумом, техникум армией, армия заводом, а после распада СССР, завод сменяется небольшим бизнесом, который быстро сходит на нет, и сменяется потерянностью.

Текст пьесы, как можно было заметить, многослойный. С одной стороны, в комедийном ключе мы видим конфликт бунтарского духа Питунина с Пушкиным. С другой стороны, наблюдаем личностный путь главного героя, не сильно насыщенный событиями, но неоднообразный, с падениями и взлётами. И третий слой – история страны, которая в одночасье перестаёт существовать, и трагедия людей, которые не смогли сориентироваться и найти свой путь через густой туман новой эпохи.

Поставлен спектакль динамично. Главный герой то и дело перевоплощается в различных действующих лиц. Ситуации ярко обыгрываются пластически: через взаимодействие с реквизитом, через память физических действий (например, взаимодействие с воображаемым проигрывателем Грюндик), через танцы. Звучат песни, звучат стихи Пушкина, и только к неубедительному звуку дуэльного пистолета в финале можно слегка придраться.

Не все отсылки удалось считать, всё-таки эта часть текста рассчитана на тех, кто застал, как минимум, 80-е, на ровесников главного героя.

И, да, спасти камер-юнкера Пушкина Михаилу Питунину всё-таки удаётся, но цена слишком велика.

P.S. В Красном факеле какие-то специфические меры безопасности. Накануне был вопрос о дрес-коде, который в современном театре не строгий. На входе же охранник, обыскивая рюкзак металлоискателем, спросил, есть ли у меня бабочка. Я в джинсах и футболке, разумеется без галстука и бабочки – сначала удивился я странному вопросу. И только потом дошло, что речь про нож, когда охранник спросил про баллончик.

Комментариев нет:

Отправить комментарий