13 марта 2021 г.

Рецензия-отзыв на спектакль-тренинг «Теория счастья и свободы (практика неудачников)»

Свобода в твоих руках!

Первый театр продолжает проводить эксперименты на зрителях. Продолжает искать ответ на вопрос: «Готов ли Новосибирск к так называемому “современному театру”». Показ состоялся 13 марта на сцене театра «13 трамвай».

Постараемся разобраться, насколько спектакль-тренинг «Теория счастья и свободы (практика неудачников)» достойный инструментарий для исследователей новосибирского зрителя. И разобраться попробуем, отвечая на простые и логичные вопросы.


Современный спектакль?


Сначала определимся с системой координат. «Современный спектакль» – искусствоведческая конструкция, противопоставленная театру традиционному. Предполагается, что в современном спектакле нет как минимум одной из составляющих традиционного: истории, актёра, зрителя или театрального пространства (если я ошибаюсь, прошу экспертов написать в личку, правку обозначу).

Я считаю конструкцию «современный спектакль» несостоятельной, поскольку любой спектакль современный, пока он существует – на сцене или вне сцены. Конструкция «традиционный спектакль», кстати, тоже несостоятельная, поскольку в каждой театральной школе своя традиция, и словосочетание «традиционный спектакль» не объясняет толком ничего.

Наиболее подходящий термин – иммерсивный спектакль. Зритель вовлечён в действие. Возвращаясь к спектаклю «Теория счастья и свободы (практика неудачников)» можно с уверенностью сказать, что не стать участником действия просто невозможно.

Некоторые действия и слова необходимо повторять

Тренинг?


Ни разу не был на тренингах по личностному росту (работал на бизнес-тренингах, но это другое), поэтому ожиданий особых не было. Было понятно, что предметом для обсуждения (без диалога со зрителем не представлял себе спектакль) станут типичные штампы таких тренингов. И это ожидание оправдалось. Примерно на пятой минуте актёры признаются, что это стилизация. Это часть перформанса. А во многом – первый шаг к открытому диалогу.

Таков желанный плод

Диалог?


Да. Кому-то актёры задают вопросы, проходя по залу с микрофоном, но это ничтожно малая часть диалога. Основные вопросы задаются риторически. Нет цели получить от зрителей ответы, есть цель вовлечь зрителя в рассуждение. Большую часть диалога зритель ведёт внутри себя. И цитата со сцены: «У каждого есть свои причины прийти сюда» – очень точно передаёт состояние.

Практика

Перформанс?


Тренинг «Теория счастья и свободы», частью которого становятся зрители поделён на три части. Первая – рассуждение о счастье и свободе, которые были до начала. Вторая – рассуждения о счастье и свободе, которые будут «после». Третья – практика свободы.

Всё это время зритель активно вовлечён в происходящее на сцене. И всегда нужно давать честные ответы на вопросы – самому себе. Третья часть, к слову, не обязательна, но необходима для полного погружения. Да и когда ещё можно выйти на сцену, пощупать декорации и пообщаться с актёрами…

Причины неудач уничтожаются шредером
 
И вместе с мишурой кружатся в танце мелкими лоскутками

Стоит ли идти?


Всё зависит от готовности принять правила игры и стать частью действия. Если словосочетание «спектакль-тренинг» не отпугивает – идти точно стоит. Премьера состоялась 12 сентября 2020, слышал мнение, что на спектакль интересно попасть во второй раз, но не думаю, что это обязательно для создания полной картины.

На острове Свободы каждому найдётся место

Стена качеств, от которых надо избавиться

Что в итоге?


Спектакль простыми и понятными образами предлагает порассуждать о том, что такое счастье и свобода. Именно порассуждать. На собственном примере. На сцене – лишь облако тегов и визуализация. Главное действие происходит в голове зрителя – не это ли показатель отличного результата?


Комментариев нет:

Отправить комментарий