26 февраля 2022 г.

Спектакль «Плотник»: бесконечно можно смотреть, как кто-то работает


Премьера спектакля «Плотник» состоялась в Первом театре 25 февраля. Спектакль-медитация предлагает отвлечься от рутины, абстрагироваться от суеты и перенестись на дачу, где есть шалаш, нуждающийся в ремонте.

Пьеса


Пьеса Лидии Головановой (Санкт-Петербург) «Плотник» вошла в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка 2021», изучая который дуэт режиссёров – Ангелина Мигранова и Родион Сабиров (Казань), нашли интересный материал.

Текст отличается от классической пьесы. Это медитация. Это поток сознания, в хорошем смысле. Дневник, в котором фиксируются мысли, переживания героини. Фиксация реальности через рефлексию собственных мыслей. Повествование ведётся, как бы, от лица голоса в голове и адресовано оно себе самой.

Наверное, каждый замечал, как мысль, которая возникает по какому-то поводу, но не высказывается, как бы звучит, складывается в связное повествование, пока тело выполняет механическую работу. Вот эта мысль с фиксацией реальности – и есть оригинальный текст пьесы.

По сюжету, героиня, возраст которой чуть больше 30 лет, берётся за реконструкцию небольшого летнего домика, который называет шалашом, построенного дедушкой на даче давным-давно. Действие начинается с разбора хлама, а заканчивается готовой хижиной. Но важен не результат, а именно процесс, коим и занято 90 % повествования.

Раздаточный материал

Большое значение для повествования имеет водная стихия. В самом начале дождь идёт и становится преградой, которую героине следует преодолеть. Каждый этап строительства завершается вечерним походом на озеро. И чем ближе ожидаемый результат, тем меньше на озере других людей и шума. В финале героиня преисполненная торжеством проделанной работы, приходит на озеро, где нет никого, и, в состоянии умиротворения, погружается в воду. Дело сделано – можно расслабиться.

Постановка


Режиссёры решили отойти от демонстрации физического труда – он не передаёт суть и отвлекает от медитации. Сценическое пространство отделено от зрителя водной преградой. На сцене – большой бассейн, который отделяет зрительный зал от актёров. В главной роли – Елизавета Маслобоева, Юлия Шабайкина и Карина Мулева. Они втроём – разные состояния внутри головы главной героини. Их голоса повторяют друг за другом слова, становятся, как бы, эхом одной мысли, переходящим в другую мысль.

Мысли путаются, но поток сознания продолжает повествование, ведь монотонный и достаточно тяжёлый физический труд ни в коем случае нельзя прерывать.

С потолка в бассейн звонко падают капли, создавая звуковой эффект дождя. Стоит отметить любопытную находку художника по свету – отражённые в воде лучи, мягко ложатся на главных героинь. Круги на воде создают дополнительные визуальные эффекты. В самом начале сцена, как будто, окутана туманом, который рассеивается с приближением к завершению действия – так же как и ясность осознания главной героиней реальности.

Режиссёрам удалось ухватить истинный смысл, который вкладывала драматург в пьесу. Борьба с экзистенциальными сомнениями при помощи физического труда предстаёт перед зрителем. 

Перформанс


22.02.2022 актрисы Первого театра в течение 222 минут забивали гвозди в деревянную конструкцию. Видеозапись перформанса и результат их труда ждёт зрителей в фойе театра, а после показа каждый получает небольшую коробочку с гвоздём и QR-кодом для просмотра полной видеозаписи перформанса.

Результат труда

Значение и актуальность


Когда привычная повседневная жизнь становится невозможной, психика старается ухватиться за что-то понятное и привычное, чтобы сохранить ощущение реальности. Пьеса была написана во время локдауна, когда автор пыталась не потерять свою природу, свою естественность. На страницах этого блога можно найти подобную психотерапию – текстовый радиоспектакль «Дачный мир»: эпизод 1, эпизод 2, эпизод 3, эпизод 4.

Комментариев нет:

Отправить комментарий