![]() |
Свобода в твоих руках! |
Первый театр продолжает проводить эксперименты на зрителях. Продолжает искать ответ на вопрос: «Готов ли Новосибирск к так называемому “современному театру”». Показ состоялся 13 марта на сцене театра «13 трамвай».
Постараемся разобраться, насколько спектакль-тренинг «Теория счастья и свободы (практика неудачников)» достойный инструментарий для исследователей новосибирского зрителя. И разобраться попробуем, отвечая на простые и логичные вопросы.
Современный спектакль?
Сначала определимся с системой координат. «Современный спектакль» – искусствоведческая конструкция, противопоставленная театру традиционному. Предполагается, что в современном спектакле нет как минимум одной из составляющих традиционного: истории, актёра, зрителя или театрального пространства (если я ошибаюсь, прошу экспертов написать в личку, правку обозначу).
Я считаю конструкцию «современный спектакль» несостоятельной, поскольку любой спектакль современный, пока он существует – на сцене или вне сцены. Конструкция «традиционный спектакль», кстати, тоже несостоятельная, поскольку в каждой театральной школе своя традиция, и словосочетание «традиционный спектакль» не объясняет толком ничего.
Наиболее подходящий термин – иммерсивный спектакль. Зритель вовлечён в действие. Возвращаясь к спектаклю «Теория счастья и свободы (практика неудачников)» можно с уверенностью сказать, что не стать участником действия просто невозможно.
![]() |
Некоторые действия и слова необходимо повторять |
Тренинг?
Ни разу не был на тренингах по личностному росту (работал на бизнес-тренингах, но это другое), поэтому ожиданий особых не было. Было понятно, что предметом для обсуждения (без диалога со зрителем не представлял себе спектакль) станут типичные штампы таких тренингов. И это ожидание оправдалось. Примерно на пятой минуте актёры признаются, что это стилизация. Это часть перформанса. А во многом – первый шаг к открытому диалогу.
![]() |
Таков желанный плод |
Диалог?
Да. Кому-то актёры задают вопросы, проходя по залу с микрофоном, но это ничтожно малая часть диалога. Основные вопросы задаются риторически. Нет цели получить от зрителей ответы, есть цель вовлечь зрителя в рассуждение. Большую часть диалога зритель ведёт внутри себя. И цитата со сцены: «У каждого есть свои причины прийти сюда» – очень точно передаёт состояние.
![]() |
Практика |
Перформанс?
Тренинг «Теория счастья и свободы», частью которого становятся зрители поделён на три части. Первая – рассуждение о счастье и свободе, которые были до начала. Вторая – рассуждения о счастье и свободе, которые будут «после». Третья – практика свободы.
Всё это время зритель активно вовлечён в происходящее на сцене. И всегда нужно давать честные ответы на вопросы – самому себе. Третья часть, к слову, не обязательна, но необходима для полного погружения. Да и когда ещё можно выйти на сцену, пощупать декорации и пообщаться с актёрами…
![]() |
Причины неудач уничтожаются шредером |
![]() |
И вместе с мишурой кружатся в танце мелкими лоскутками |
Стоит ли идти?
Всё зависит от готовности принять правила игры и стать частью действия. Если словосочетание «спектакль-тренинг» не отпугивает – идти точно стоит. Премьера состоялась 12 сентября 2020, слышал мнение, что на спектакль интересно попасть во второй раз, но не думаю, что это обязательно для создания полной картины.
![]() |
На острове Свободы каждому найдётся место |
![]() |
Стена качеств, от которых надо избавиться |
Что в итоге?
Спектакль простыми и понятными образами предлагает порассуждать о том, что такое счастье и свобода. Именно порассуждать. На собственном примере. На сцене – лишь облако тегов и визуализация. Главное действие происходит в голове зрителя – не это ли показатель отличного результата?
Комментариев нет:
Отправить комментарий